НОВОСТИ
« НазадМинфин начал применять новую методику при распределении бюджетных кредитов. С учетом бремени майских указов регионам может стать сложнее исполнять свои обязательства, считает эксперт
Новые подсчеты
Власти начали применять новую методику при распределении бюджетных кредитов регионам, рассказали РБК три собеседника в региональных министерствах финансов и подтвердила пресс-служба федерального Минфина.
Ранее при распределении кредитов регионам Минфин руководствовался показателем бюджетной обеспеченности (он определяется как отношение налоговых доходов региона в расчете на одного его жителя к аналогичному показателю в среднем по всем субъектам.). Теперь же ведомство, как следует из ответа его пресс-службы, исходит из так называемого минимального бюджета. Это коэффициент, который исчисляется как соотношение нормативных расходов, рассчитанных по итогам инвентаризации расходных полномочий, и объема доходов регионального бюджета. Дополнительное распределение бюджетных кредитов на 2017 год на основе новой методики было установлено 13 апреля на заседании трехсторонней комиссии Минфина по вопросам межбюджетных отношений. Его объем составил 35 млрд руб., следует из материалов Минфина, имеющихся у РБК.
Вопрос в том, как считается «минимальный бюджет», рассуждает региональный чиновник: Минфин предоставляет только итоговый коэффициент, а у властей субъектов «недостаточно исходных данных, чтобы самостоятельно оценить его объективность». По его словам, во времена расчетов по бюджетной обеспеченности таких проблем не было — все исходники публиковались в открытом доступе. Расчеты распределения «не находятся в свободном доступе», подтверждает собеседник из другого региона. «Практика минимального бюджета для кредитов регионам только вводится, и действительно жалобы на методику есть. Зачастую речь идет о расходах, которые вводились самими регионами и выпадают из числа обязательных», — отмечает старший директор Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Андрей Пискунов.
Вопросы инвентаризации
Минфин теперь делит полномочия субъектов на обязательные и дополнительные. Под обязательными, как следует из материалов министерства, понимается содержание органов власти, финансирование сельского хозяйства, дорог, сферы образования, медицины, соцподдержки и т.д. Дополнительные же полномочия можно отнести «не к обязанностям, а к правам региональных властей», объясняет региональный чиновник. В их число, как сообщила пресс-служба федерального Минфина РБК, входят полномочия, которые установили сами субъекты, права по финансированию делегированных полномочий, дополнительных мер социальной поддержки, права по участию в решении вопросов другого уровня публичной власти.
Год назад, как писал «Коммерсантъ», рабочая группа Минфина, Минюста, Минэкономразвития, Счетной палаты, Госдумы и Совфеда начала инвентаризацию расходных полномочий субъектов. Однако, жалуется собеседник РБК из крупного региона, никаких итогов этой работы пока нет, а субъекты к обсуждению почти не привлекают. Темой инвентаризации занимается автономная некоммерческая организация «Леонтьевский центр» (основан в 1991 году мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком. — РБК), отмечает источник. Представитель центра подтвердил эту информацию, однако на вопросы РБК отвечать не стал, сославшись на конфиденциальность работы центра в рамках этого проекта. Инвентаризация полномочий стала ответом на заявления регионов об отсутствии возможностей по дальнейшей оптимизации расходов, говорит директор группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов. Таким способом Минфин, по его мнению, решил выявить «резервы оптимизации расходов» субъектов.
Новый подход Минфин применил уже при дополнительном распределении кредитов в 2017 году (основную часть распределили еще в прошлом году). Региональный чиновник говорит, что по этой методике его субъект получил меньше, чем мог бы по старой. Разница небольшая, однако, опасается он, такая динамика может сильнее сказаться при дальнейших распределениях бюджетных кредитов.
Впрочем, проблему необъективного распределения нельзя назвать общей для всех регионов. Собеседник еще в одном региональном Минфине сообщил, что местные власти удовлетворились объемом дополнительного распределения на 2017 год и даже не стали сравнивать его с потенциальными кредитами при старой методике. Чиновник в другом регионе-республике поделился, что при новых подсчетах он получил даже больше, чем при старых.
Роль бюджетных кредитов
Объем бюджетных кредитов в 2017 году в федеральном бюджете утвержден в размере 200 млрд руб. 190 млрд руб. уже распределено, сообщила пресс-служба Минфина РБК. Минфин пытается снизить госдолг субъектов, в частности законодательно установить предельный дефицит бюджетов регионов в размере 10% суммы доходов (без учета безвозмездных поступлений). Сейчас предельный объем составляет 15%. Проект по его снижению глава Минфина Антон Силуанов должен внести в правительство до 1 июня, говорится в протоколе мартовского заседания правкомиссии по региональному развитию (есть у РБК).
При подготовке бюджета ведомство предлагало сократить объем бюджетных кредитов до 100 млрд руб. на этот год, взамен увеличив дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это «положительно отразится на сбалансированности региональных бюджетов и динамике государственного долга субъектов», объясняло министерство.
Однако если бюджетные кредиты, по которым установлена символическая ставка 0,1%, получить раньше было легко, то дотации и субсидии всегда выдаются с расчетом на достижение целевых показателей. Против сокращения кредитов выступала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Размер кредитов сокращается, а чтобы этого избежать, правительство могло бы задействовать депозиты госкомпаний, иначе субъекты «вынуждены идти за кредитами в коммерческие банки, где расходы на обслуживание долга выливаются в очень приличную копеечку», говорила она. Ко второму чтению объем кредитов увеличили до 200 млрд руб., однако он все равно остался значительно ниже показателей 2015–2016 годов (350 млрд руб.), что само по себе уже «ужесточает бюджетные ограничения для регионов», отмечает Вартапетов.
В 2015–2016 годах из-за высоких ставок в банках бюджетные кредиты стали для регионов «единственным доступным инструментом финансирования», говорилось в декабрьском обзоре S&P о бюджетной консолидации регионов. Но это только «временное решение», потому что оно не покрывает потребностей регионов и муниципалитетов по погашению коммерческого долга, указывают аналитики. На бюджетные кредиты приходится 47% (более 1 трлн руб.) от всего госдолга субъектов на 1 апреля 2017 года, следует из данных Минфина.
По данным федерального казначейства, 57 из 85 российских регионов имеют дефицитный бюджет по итогам 2016 года. Средний размер дефицита с учетом субъектов с положительным балансом составляет 2,5%, без их учета — 5,3%. Дефицит свыше 10% зафиксирован в семи регионах, наиболее высокий он в Хакасии (27,1%).
Эхо майских указов
«Бюджетные кредиты практически бесплатные. Но если раньше они были бесплатные и фактически бесконтрольные, то сейчас внимание со стороны Минфина к бюджетной дисциплине возросло. В результате можем иметь ситуацию, когда регионы будут вынуждены сокращать расходы в соответствии с требованиями по предоставлению этих бюджетных кредитов», — отмечает Пискунов из АКРА.
Осложнить положение регионов могут майские указы, исполнение которых в предвыборный год вновь становится актуальной темой, добавляет Пискунов. «Регионы будут, с одной стороны, вынуждены соответствовать требованиям Минфина по контролю долговой нагрузки и размеру долга и на чем-то экономить, с другой — их будут заставлять выполнять указы. Надо будет экономить или идти занимать на рынок», — отмечает он.
Регионы еще в прошлом году жаловались, что выполнение требований по снижению госдолга вынуждает их урезать расходы, в частности на исполнение указов, и поэтому начали отказываться от бюджетных кредитов, добавляет Вартапетов. Из-за жестких требований регионы будут отказываться от бюджетных кредитов, прогнозирует эксперт.
При участии Екатерины Копалкиной и Алексея Митракова
http://www.rbc.ru/newspaper/2017/04/28/5901cedc9a79476aa2ebeb95