НОВОСТИ

« Назад

Как РФ и Китай один мост строили 10.08.2016 23:31

Повернуться лицом к Китаю у РФ отчаянно не получается. Запланированный в 2013 году двухкилометровый железнодорожный мост через Амур в районе села Нижнеленинское (ЕАО) и города Тунцзян (КНР) китайской стороной полностью построен. Кроме несчастных 300 метров, которые должны быть сооружены Ресурсной Федерацией. Но к строительству которых РФ еще даже не приступала.

Как РФ и Китай один мост строили1

Как говорила Королева в повести Льюиса Кэролла «Алиса в Стране Чудес», «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!«. В нашем мире есть территории, которые бегут сломя голову, есть передвигающиеся неторопливо, но большинство никуда вообще не идет. На фоне динамичного Китая и других стран Тихоокеанского региона (включая даже стагнирующую Японию), Ресурсная Федерация представляет собой сплошное болото. Попытки юрких азиатов наладить контакт с колониальными тортиллами иногда приводят к комичным ситуациям.

В мае 2013 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме была достигнута договоренность между владельцем роскошной лондонской квартиры, а по совместительству вице-премьером РФ Игорем Шуваловым и первым вице-премьером Госсовета КНР Чжан Гаоли о строительстве двухкилометрового многофункционального моста через реку Амур в районе Еврейской автономной области. На мосту длиной в 2200 метров должны были быть проложены сразу две нитки железнодорожных путей и автотрасса. Мост был необходим для экспортных поставок железорудного концентрата с Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината (8,3 миллионов тонн железорудного концентрата в год) на сталеплавильные заводы Поднебесной. Сейчас транспортное плечо для них составляет более 1000 километров, а с мостом оно превратилось бы в лишь 230 километров. Казалось бы, выгодно?

Но это еще не все. В КНР будущий мост был бы присоединен к железнодорожной линии Сянъянчуань — Хаюйдао, а в РФ — к Транссибу. Плюс «Газпром» планировал возить по этому мосту в Китай гелий с будущего Амурского газоперерабатывающего завода.

В итоге за пару лет китайцы отгрохали полностью свою часть длиной в почти 1900 метров. Теперь этот недостроенный мост торцом смотрит на Еврейскую автономную область, где власти только в этом году утвердили… подрядчика (ООО «Рубикон»). Предполагается, что российская часть моста длиной в 309 метров будет сдана… летом 2018 года:


Трансграничный железнодорожный мост Нижнеленинское (ЕАО) — Тунцзян (КНР) будет построен[1] к началу лета 2018 года. Об этом сообщил губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь по итогам поездки на место строительства мостового перехода.

«Надеюсь, что генподрядчик сдаст мост согласно подписанному контракту 2 июня 2018 года. Других сроков сегодня нет», — сказал Левинталь. «Процесс возведения моста пошел, готовится рабочая документация, и сейчас все будет зависеть от мастерства строителей и профессионализма проектировщиков», — добавил он.

Выдержат ли российские строители эти сроки? Конечно, надо было банально нанять тех же китайцев, чтобы без громкого скандала завершить «российскую часть» моста. Но тут встал вопрос «престижа», и как водится в Стране Дураков, дело принимает самый нехороший оборот. Ведь на что можно надеяться, если даже статусный проект Керченского моста в Крым уже был отложен[2] на год (на декабрь 2018 года), а избежать позора во время устроенного Украиной блэк-аута в Крыму в конце 2015 года помогли лишь китайцы со своим кабелем (который в РФ вообще не производится)? Причем заслуги китайцев были признаны официально[3]:

Председатель госсовета Крыма Владимир Константинов, который находится с визитом в Пекине, в понедельник поблагодарил Китай за продажу уникального кабеля, который использовался при строительстве энергомоста для республики.

«Кабель был куплен в Китае. Мы выражаем большую благодарностью Китаю за то, что они продали нам кабель, потому что кабель уникальный, не каждая страна может его производить», — сказал Константинов журналистам.


Наш блог год назад уже писал (Неожиданный тупик сырьевой экономики РесФеда[4]), что существующая в этой части северной Евразии государственно-олигархическая система колониального типа делает невозможным реализацию даже многих простых и, казалось бы, однозначно выгодных ресурсных проектов. Например, выкопать из земли полезные ископаемые, слегка их облагородить и вывезти на продажу в Большой мир. Поставить очистные сооружения на построенную еще сталинскими рабами фабрику. Внедрить новые технологии. Разработать новые месторождения. Что тут сложного и невозможного для страны со средним техническим уровнем?

Тем не менее. «Норильский никель» каждый год снабжает акционеров дивидендами на 2-4 миллиарда долларов, но на разработку медных и золотых месторождений в Забайкалье… средств нет. Как нет средств на очистные сооружения в Норильске и на Кольском полуострове. Компания евразийского бизнес-гения Олега Дерипаски РУСАЛ давно уже «зомби» и выживает лишь за счет безвозвратных государственных кредитов. Последовательно компании УГМК (подконтрольна олигарху Искандеру Махмудову) и «Металлоинвест» (подконтрольна бухарскому олигарху Алишеру Усманову, соорудившему недавно очередную супер-яхту[5]) 20 лет ничего не могут поделать с разработкой богатейшего Удоканского медного месторождения.

Да, оно находится в труднодоступном уголке Забайкалья, там суровый климат, вечная мерзлота, нет инфраструктуры, но ведь если отказаться от 2-3 супер-яхт, то что-то сделать можно? Или нет?

Тоже самое касается и крупных государственных проектов[6] — новых трубопроводов (например, «Сила Сибири»), увеличения торгового оборота с Китаем и т.п. Громоздкая, архаичная, негибкая и туповатая система обеспечения Европейской ядерной платформы* демонстрирует абсолютную неспособность в разумные сроки сдать тот или иной инфраструктурный проект и даже спроектировать что-либо. Для китайцев это выглядит недопустимым идиотизмом[7]:


Выступая в мае на конференции в Москве, китайские ораторы жаловались, заявляя, что России надо улучшать показатели работы. Бывший посол Китая в Москве Ли Фэнлинь (Li Fenglin) выразил недовольство низкими темпами строительства газопровода «Сила Сибири» и реализации других проектов.

«Не раскачивайтесь, вам надо начать работать более энергично», — сказал Ли. Он добавил, что у Китая и России — «общая судьба», но партнерство между ними может набрать обороты лишь в том случае, если они откажутся от финансируемых государством гигантских предприятий и переключатся на рыночное сотрудничество между малыми и средними компаниями.

Недовольство существует и с российской стороны, особенно среди бизнесменов, мечтавших освоить китайские рынки и получить доступ к китайским кредитам, но не сумевших осуществить свою мечту.

«По результатам нашей прошлогодней работы следует отметить то, что уровень сотрудничества между Россией и Китаем катастрофически низок», — сказал во время выступления на конференции миллиардер Виктор Вексельберг, занимающий пост председателя российской части Китайско-Российской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией.

Конечно, усилия РФ по строительству экспортной инфраструктуры в более обжитой и развитой европейской части страны на Балтике и Черном море существенно заметнее, но на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири ситуация выглядит пока кисло. Видимо, ничего с этим не поделать, если только не сдать в аренду Еврейскую автономную область прямиком Китаю. Хоть мост достроят…

http://nnm.me/blogs/TbINZ/kak-resfed-i-kitay-odin-most-stroili/