НОВОСТИ
« Назад
Л — 16. Трагедия в Тихом океане 12.10.2022 07:30
Л — 16. Трагедия в Тихом океане
12 октября состоялась памятная встреча, возле дома офицеров флота, посвященная гибели подводной лодки Л-16...
В 1942 году германский флот развернул ожесточенную борьбу на пути союзных конвоев, поставляющих по ленд-лизу вооружение, продовольствие и снаряжение. Северному флоту предстояло защищать коммуникации протяженностью в 3 000 миль. В строю же здесь находились всего 22 подводные лодки.
Было принято решение перебросить с ТОФ на Северный флот шесть подлодок, из них Л-16 и Л-15 из Петропавловск-Камчатской военно-морской базы.
Сверхдальний переход наших подлодок был нешуточным даже для мирного времени: предстояло скрытно пересечь Тихий океан, где в поисках американских кораблей рыскали японские подлодки, спуститься к экватору, Панамским каналом выйти в Атлантику, миновать районы активных боевых действий немецких подлодок в Карибском море, через северную часть Атлантики подняться выше полярного круга и оттуда следовать в базу Северного флота Полярный.
Союзники согласились на заход наших кораблей во многие порты для приема топлива, продовольствия и ремонта.
Команды четко несли ходовую вахту, регулярно слушали сообщения с фронта. 29 сентябри лодки пересекли 180-й меридиан – линию перемены дат и вошли в Западное полушарие. Американский сторожевик встретил наши подлодки у острова Уналакша. 1 октября в 15.40 они ошвартовались у пирса военно-морской базы США Датч-Харбор.
5 октября 1942 г. в 8.00 вновь прозвучала команда: «Отдать швартовы!»
Для экипажа Л-16 она звучала в последний раз в их жизни, в последний раз они видели землю…
Л-16 шла впереди, освещенная ярким солнцем, погода стояла прекрасная. В 11.00 вахтенным командиром Л-15 лейтенантом И. Жуйко был отдан приказ запустить второй дизель, чтобы сократить дистанцию между кораблями до установленной в три кабельтовых. Вот что рассказывает он сам:
«В 11.00 с дистанции 7 кабельтовых я поднял бинокль с сеткой, чтобы определить расстояние до Л-16. Но в окулярах вместо Л-16 увидел огромный столб воды вперемежку с клубами черного дыма и листами железа. Не поверив глазам, я опустил бинокль и уже невооруженным глазом увидел ту же картину, но только в этот момент почувствовал сильный гидравлический удар о корпус нашей лодки. Через мгновение донесся оглушительный взрыв. Необходимо было уклониться от опасности… Почти машинально я пробил боевую тревогу и дал команду на вертикальный руль: «Право на борт!» В эти же секунды сквозь прогалины в поредевшем дыму с мостика Л-15 я увидел высоко поднявшуюся над водой носовую часть Л-16, которая быстро уходила под воду. Послышался второй взрыв, глухой треск взламываемых переборок. Лодка увлекала и мертвых, и живых на глубину».
Когда дым рассеялся, на месте гибели Л-16 все увидели расплывшееся большое соляровое пятно. Лодка перешла на противолодочный зигзаг. Поднявшийся наверх командир Комаров и все, кто стоял на мостике, рассматривали водную поверхность в надежде обнаружить кого-нибудь из экипажа Л-16. Как правило, в подобных случаях в живых остаются те, кто находился на мостике. К сожалению, обнаружить никого не удалось, по-видимому, слишком близко к боевой рубке взорвалась торпеда. Зато невдалеке сигнальщик Смольников и Жуйко увидели два перископа, двигавшиеся к соляровому пятну. Командир сыграл артиллерийскую тревогу, и через 25 секунд был открыт огонь по перископам из 45-мм пушки. Первый осколочный снаряд попал между ними. Огонь продолжался 30-40 сек., пока перископы не скрылись в воде.
Во время обстрела командиру на мостик принесли обрывок радиограммы с Л-16: «Погибаем от…» Больше радист, старшина 2 статьи Тимошенко, передать не успел - радиоантенна скрылась в воде. Наши подводники, даже погибая, пытались предупредить своих товарищей о грозящей им беде.
Еще раз тщательно обследовав место гибели и никого не обнаружив, Л-15, увеличив ход, стала удаляться от места гибели своих товарищей.
Только после гибели Л-16 американская сторона выделила для сопровождения следующей группы наших подлодок типа «С» противолодочные корабли. Вот какую тяжелую цену пришлось заплатить нашим ребятам за безопасный переход Л-15 и следующих за ней четырех. Не дали камчатской Л-16 дойти до Северного флота, вечным сном спят наши подводники, на вечной вахте они остались на глубине 4800 м в точке 45 градусов 41 минута северной широты и 136 градусов 56 минут западной долготы.
#помним #гордтимся #Л16 #подлодка
Л — 16. Трагедия в Тихом океане
12 октября состоялась памятная встреча, возле дома офицеров флота, посвященная гибели подводной лодки Л-16...
В 1942 году германский флот развернул ожесточенную борьбу на пути союзных конвоев, поставляющих по ленд-лизу вооружение, продовольствие и снаряжение. Северному флоту предстояло защищать коммуникации протяженностью в 3 000 миль. В строю же здесь находились всего 22 подводные лодки.
Было принято решение перебросить с ТОФ на Северный флот шесть подлодок, из них Л-16 и Л-15 из Петропавловск-Камчатской военно-морской базы.
Сверхдальний переход наших подлодок был нешуточным даже для мирного времени: предстояло скрытно пересечь Тихий океан, где в поисках американских кораблей рыскали японские подлодки, спуститься к экватору, Панамским каналом выйти в Атлантику, миновать районы активных боевых действий немецких подлодок в Карибском море, через северную часть Атлантики подняться выше полярного круга и оттуда следовать в базу Северного флота Полярный.
Союзники согласились на заход наших кораблей во многие порты для приема топлива, продовольствия и ремонта.
Команды четко несли ходовую вахту, регулярно слушали сообщения с фронта. 29 сентябри лодки пересекли 180-й меридиан – линию перемены дат и вошли в Западное полушарие. Американский сторожевик встретил наши подлодки у острова Уналакша. 1 октября в 15.40 они ошвартовались у пирса военно-морской базы США Датч-Харбор.
5 октября 1942 г. в 8.00 вновь прозвучала команда: «Отдать швартовы!»
Для экипажа Л-16 она звучала в последний раз в их жизни, в последний раз они видели землю…
Л-16 шла впереди, освещенная ярким солнцем, погода стояла прекрасная. В 11.00 вахтенным командиром Л-15 лейтенантом И. Жуйко был отдан приказ запустить второй дизель, чтобы сократить дистанцию между кораблями до установленной в три кабельтовых. Вот что рассказывает он сам:
«В 11.00 с дистанции 7 кабельтовых я поднял бинокль с сеткой, чтобы определить расстояние до Л-16. Но в окулярах вместо Л-16 увидел огромный столб воды вперемежку с клубами черного дыма и листами железа. Не поверив глазам, я опустил бинокль и уже невооруженным глазом увидел ту же картину, но только в этот момент почувствовал сильный гидравлический удар о корпус нашей лодки. Через мгновение донесся оглушительный взрыв. Необходимо было уклониться от опасности… Почти машинально я пробил боевую тревогу и дал команду на вертикальный руль: «Право на борт!» В эти же секунды сквозь прогалины в поредевшем дыму с мостика Л-15 я увидел высоко поднявшуюся над водой носовую часть Л-16, которая быстро уходила под воду. Послышался второй взрыв, глухой треск взламываемых переборок. Лодка увлекала и мертвых, и живых на глубину».
Когда дым рассеялся, на месте гибели Л-16 все увидели расплывшееся большое соляровое пятно. Лодка перешла на противолодочный зигзаг. Поднявшийся наверх командир Комаров и все, кто стоял на мостике, рассматривали водную поверхность в надежде обнаружить кого-нибудь из экипажа Л-16. Как правило, в подобных случаях в живых остаются те, кто находился на мостике. К сожалению, обнаружить никого не удалось, по-видимому, слишком близко к боевой рубке взорвалась торпеда. Зато невдалеке сигнальщик Смольников и Жуйко увидели два перископа, двигавшиеся к соляровому пятну. Командир сыграл артиллерийскую тревогу, и через 25 секунд был открыт огонь по перископам из 45-мм пушки. Первый осколочный снаряд попал между ними. Огонь продолжался 30-40 сек., пока перископы не скрылись в воде.
Во время обстрела командиру на мостик принесли обрывок радиограммы с Л-16: «Погибаем от…» Больше радист, старшина 2 статьи Тимошенко, передать не успел - радиоантенна скрылась в воде. Наши подводники, даже погибая, пытались предупредить своих товарищей о грозящей им беде.
Еще раз тщательно обследовав место гибели и никого не обнаружив, Л-15, увеличив ход, стала удаляться от места гибели своих товарищей.
Только после гибели Л-16 американская сторона выделила для сопровождения следующей группы наших подлодок типа «С» противолодочные корабли. Вот какую тяжелую цену пришлось заплатить нашим ребятам за безопасный переход Л-15 и следующих за ней четырех. Не дали камчатской Л-16 дойти до Северного флота, вечным сном спят наши подводники, на вечной вахте они остались на глубине 4800 м в точке 45 градусов 41 минута северной широты и 136 градусов 56 минут западной долготы.
#помним #гордтимся #Л16 #подлодка