ЦК КПРФ

« Назад

Энергия городов — локомотив развития. Локоть Анатолий Евгеньевич 23.05.2017 02:48

В 2017 году наша страна вспоминает о большом историческом событии. 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции – не просто памятная дата. Это своего рода «призыв истории» применить в сегодняшних условиях принцип подлинного народовластия.

Партия научила нас направлять энергию общественности, пробуждать творческую инициативу людей. Поэтому мы, коммунисты, лучше других чувствуем, что эта энергия в масштабах страны сегодня не находит должного применения.


Люди хотят вести равноправный уважительный диалог с властью. Открытость, справедливость, честность – вот требуемые параметры этого диалога. А результат – появление нового механизма развития страны, работающего за счет включения энергии городов. Три года назад благодаря активной поддержке Коммунистической партии мне удалось получить мандат доверия новосибирцев и победить на выборах мэра. 


Современный опыт управления Новосибирском – третьим по численности городом России – помогает увидеть вектор, направление правильного пути развития для всей страны. Идти по нему можно при условии, что у миллионов жителей российских городов появится больше рычагов влияния на решения власти.


Все последние годы заметен четкий тренд, когда виноватыми во всех неудачах и проблемах становятся местные власти. Плохие дороги – виноват мэр, разваливаются ветхие дома – значит мэрия бездействует, не хватает школ и детских садов – чиновники не выделяют денег на строительство. И таких примеров можно привести много. Как мэр крупнейшего муниципального образования страны я вовсе не пытаюсь снять с себя ответственность. Но давайте смотреть реальности в лицо – местные бюджеты уже давно не способны финансово обеспечивать возложенные на них полномочия. Когда все ресурсы широким потоком идут в федеральный центр, возвращаясь в муниципалитеты тонкой струйкой. 


В текущих условиях мы просто вынуждены расставлять приоритеты. Город постоянно стоит перед выбором, что нам профинансировать в этом году – ремонт тротуара или дороги? И жители должны иметь возможность повлиять на это решение.


На примере Новосибирска мы видим, что применить ленинский принцип народовластия вполне возможно и в современных условиях. Сегодня в вопросах развития городского хозяйства мы в первую очередь ориентируемся на запрос от жителей на изменение ситуации. И принимаем решения, не навязывая свое мнение, а в диалоге. Это позволяет снять многие проблемы. Горожане становятся непосредственными участниками изменений, в лучших традициях Советского времени. Энергия людей ускоряет работу всех механизмов городского хозяйства, а также исключает пустые траты. Это создает импульс для роста экономики городов.

Хаотичный рост порождает асфальтовые гетто

Как и многие крупные города, Новосибирск столкнулся с негативными последствиями хаотичного роста последних двадцати лет. Активно строятся новые микрорайоны, увеличивается население. Ежегодно возводится более миллиона квадратных метров нового жилья. Город Новосибирск растет и развивается, но и нагрузка на дорожную сеть, коммунальную и социальную инфраструктуру становится чрезмерной.
Ложный тезис о «волшебной руке рынка», которая все отрегулирует, на деле обернулся бедой – проекты застройки новых микрорайонов годами принимались без нормальных дорог, школ и поликлиник. Там нет ни спортивных объектов, ни зеленых зон, парков и скверов. «Рука рынка» приводит к появлению асфальтовых гетто. 


Но нельзя же оставлять жителей «запертыми» в каменных джунглях! Городская власть обязана обеспечить людям комфортную жизненную среду, однако для этого не хватает ресурсов, так как собственные бюджетные возможности города нам из года в год урезают. Поэтому мы сосредоточились на нескольких направлениях.


Проблемы транспортной доступности решаем благодаря эффективному участию в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги», в итоге в 2017 году мы получим дополнительный миллиард рублей. Второе – направили максимум ресурсов города, насколько это позволяет дефицит бюджета, и средства инвесторов-застройщиков, и начали строить новые школы. И третье – изменили курс от простого благоустройства к созданию действительно комфортной для жителей городской среды. 


Муниципальный транспорт большинства городов России сегодня работает в режиме хронического недофинансирования. Например, в Новосибирске еще в 90-х выгодные маршруты перешли в руки частников. Годами складывалась ущербная практика. В ней действия перевозчиков были направлены исключительно на извлечение максимальной выручки, а интересы пассажиров отходили на второй план. Наличный расчет на транспорте порождает «серые» схемы, поэтому перевод на безналичные системы – это способ вывода из тени денежного оборота. 


Мы вернулись к строительству трамвайных путей – новых линий в городе не строили уже 30 лет! Более того, в Новосибирске создано совместное российско-белорусское предприятие по ремонту и изготовлению трамваев. Это позволит нам экономить на каждом новом трамвае около 7 млн рублей. Опираясь на побратимские отношения с Минском, в кратчайшие сроки создали новое производство на муниципальном предприятии – фактически мы подхватили выпавшую из рук государства функцию по созданию стратегически важных производств. 

Городские приоритеты – выбор горожан

В Новосибирской области со времен СССР, благодаря депутатам-коммунистам, сохранилась система работы с наказами избирателей. Действует специальный закон, на уровне области и города приняты программы реализации наказов, исполнение которых контролирует как депутатский корпус, так и активисты территориального общественного самоуправления. Был накоплен богатый опыт, но за три года мы дополнили его новыми формами диалога с общественностью. 


Мы научились разрабатывать и корректировать наши планы совместно с новосибирцами, с экспертами общественных советов – в ходе публичных дискуссий. Именно так – публично и открыто, мы подошли к определению приоритетов развития Новосибирска. 


Провели совместное обсуждение в форме дискуссионных площадок, где открыто говорили с жителями о проблемах, задачах и основных направлениях развития города. Где каждый мог высказать свое мнение и внести свои предложения. Вместе с жителями мы сформировали понятные достижимые цели – городские приоритеты. И сейчас у нас есть ясное понимание, по каким направлениям мы будем двигаться. Это развитие:

— дорожно-транспортной сферы;
— социальной инфраструктуры;
— зеленых зон и комфортной городской среды.

Задача власти – сделать так, чтобы каждый горожанин мог беспрепятственно получить информацию о развитии территории, проанализировать ее, высказать собственное мнение и представить свои предложения. Через интернет-голосование люди ежегодно участвуют в составлении плана ремонта дорог. Мы существенно упростили возможность организовать публичные слушания по тем или иным градостроительным решениям. Через эти механизмы тысячи людей получают возможность управлять ресурсами муниципалитета. Я уверен, что опыт Новосибирска может быть применен в масштабах всей страны.

Муниципалитет твердо идет к открытости!

Мы полностью открыли данные о дорогах, которые находятся на гарантии и должны ремонтироваться за счет подрядчиков. Создали общегородскую электронную очередь на жилье для льготников. Запустили новый сервис для родителей детей-дошкольников по обмену путевками в детские сады через муниципальный портал. Опубликовали полный перечень строящихся многоквартирных домов, на которые выданы разрешения на строительство. С помощью электронного сервиса можно отслеживать местоположение транспорта выбранного маршрута по карте города в режиме реального времени. На электронной карте города «Мой Новосибирск» отражаются сведения о ремонте автомагистралей и дорог частного сектора. Где и как быстро работает снегоуборочная техника можно увидеть благодаря системе ГЛОНАСС.
Мы постоянно продолжаем искать новые формы участия граждан в управлении. 

«Зеленый город» вместо каменных джунглей

Скверы и парки Новосибирска долго оставались территорией, привлекательной для «серой» коммерции. В том бюрократическом буреломе кто-то извлекал выгоду, но никто не думал об интересах людей, не отвечал за полулегальные рестораны и «налепленные» киоски. Например, пачками выдавались разрешения на возведение ресторанов быстрого питания, и вместо привычного скверика утром новосибирец мог неожиданно уткнуться в забор стройплощадки. 


Поэтому «Зеленый город» – это приоритет понятный всем жителям, но важно было не просто сделать зеленые зоны уютнее и безопаснее. Надо было понять, что именно нужно горожанам, какой путь развития лучше для каждой конкретной территории. В результате обсуждения с участием депутатов, горожан и экспертов разработали четкую Концепцию развития озелененных общественных пространств, что стало новшеством в масштабах страны. Впервые были созданы детальные паспорта 32 зеленых территорий.


К новым подходам мэрии не все отнеслись с радостью. Поэтому мне пришлось увольнять и менять руководителей, всего заменили пятерых руководителей парков, в том числе и Центрального.
Помня о том, что развитие зеленых зон зависит от градостроительной политики в целом, от нашего пристального контроля над правовой стороной вопросов выделения земли и согласования строительства объектов, мы довели до ума еще один важнейший процесс – изменение правил землепользования и застройки. Они стали поворотом в градостроительной политике и ознаменовали отказ от точечной застройки. 


Не все стройки в зеленых зонах удалось остановить: некоторые разрешения выданы пять, восемь лет назад. До сих пор правовой департамент мэрии защищает в судах нашу позицию в отношении десятков объектов, где в нарушение интересов жителей велось строительство. Для меня было принципиально прекратить коммерческую эксплуатацию зеленых территорий. Было всякое: и суды, и чего похуже, но теперь, с нашими новыми правилами землепользования, с запретом на точечное строительство стало значительно проще защищать интересы людей.


У нас появилась возможность работать с надежными партнерами, привлекать их к реализации важных проектов. Приведу пример: в партнерстве с авиационным заводом имени Чкалова за год был разработан план и проведена полная реконструкция «Сада Дзержинского», заброшенного и заросшего бурьяном за десятилетия. 


В 2017 году мы вложим 450 миллионов в благоустройство дворовых территорий – в четыре раза больше, чем в прошлом году! Это поможет нам включить в дело озеленения самый главный ресурс – неравнодушных жителей, которые тратят на обустройство небольших скверов время, силы, а иногда и собранные в складчину деньги. Мы обустроим 200 дворов – а это 200 новых удобных площадок с газонами, скамейками, деревьями и кустарниками. 
Наконец, в Новосибирске на берегу реки Обь появится красивая, обустроенная Михайловская набережная, и это тоже был выбор самих горожан. 

Бюджетная справедливость 

Чтобы поддерживать улицы в нормативном состоянии, каждый год в Новосибирске необходимо полноценно ремонтировать не менее 1 миллиона 300 тысяч квадратных метров дорог. Последние три года ремонтируем около миллиона, но с учетом прошлых лет недоремонт уже достиг порядка 4 миллионов квадратных метров дорожного полотна. Это проблема не только Новосибирска, а всех крупных мегаполисов в стране. Сегодня ситуацию спасает участие в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги», а завтра? Нельзя строить жизнь города с населением 1,6 млн человек, планируя его развитие только от одной федеральной программы до другой.


Допустим, детские сады – они построены по федеральной программе, но никто не говорит о том, какой нагрузкой ложится на муниципалитеты содержание новых зданий и оплата труда новых сотрудников. Следующий этап – строительство школ. В этом году в Новосибирске школьников стало больше на 9 тысяч, и каждый год мы наблюдаем прирост на тысячи человек. При этом количество мест в строящихся по федеральной программе школах отстает от реальной потребности. 


Люди нас спрашивают: почему власть больше не занимается проблемой ветхого и аварийного жилья? В городе 1500 домов с износом выше 60%,  из которых только 201 дом признан ветхим и аварийным. У нас еще целые кварталы деревянных бараков в десятках городов страны, а в Москве готовы тратить миллиарды на расселение панельных домов. Это несправедливо – и наши жители все острее чувствуют этот отрыв московской реальности от тех, кто за МКАДом.


Складывается парадоксальная ситуация: являясь бюджетными донорами, крупные города не имеют возможностей за счет собственных средств решать широкий круг задач. Сегодня большинство крупных городов, не говоря уже о малых, остались практически без бюджетов развития.
В 2016 году из всех налоговых доходов, собранных на территории Новосибирска, в федеральный бюджет ушло 32% (38 млрд руб.), в бюджет области – 54% (65 млрд руб.), в городе осталось только 14% или 17 млрд рублей. Как видите, положение города-донора, на 70% формирующего бюджет Новосибирской области, выглядит ущербным, и такое перераспределение финансов трудно назвать справедливым. Финансовая устойчивость муниципалитетов, раскрытие их потенциала заложат фундамент для нового экономического подъема.

Новая экономическая политика

Сегодня у КПРФ есть опыт управления крупнейшим муниципалитетом России, позволяющий сокращать социальные разрывы. Есть четкое понимание того, как с наилучшим результатом использовать общественный, промышленный и научный потенциал городов России. 
Новосибирский Академгородок в этом году отмечает юбилей – 60-летие. Благодаря гению отцов-основателей Сибирского отделения Академии наук наш город обладает выдающейся историей успеха разработки и внедрения научно-технических достижений. У нас «под боком» есть уникальная база по разработке технологий, которые превосходят мировой уровень, а мы для их внедрения не обладаем полноценными возможностями.


Новосибирск, так же, как и другие муниципальные образования, серьезно ограничен в проведении собственной промышленной политики. По сути, единственным ресурсом, с которым муниципалитет может участвовать в индустриально-парковых проектах, являются земельные участки, предоставляемые под строительство. Однако и этот ресурс в крупных городах практически исчерпан. 
Города должны иметь возможность в полной мере задействовать мощнейший потенциал отечественной науки, внедрять прорывные технологии в муниципальное хозяйство. Это тоже должно быть одной из основных задач государственной политики, потому что в одиночку муниципалитетам это выполнить невозможно. Нам очень важно, чтобы разработки ученых приносили пользу, развивали инфраструктуру города, улучшали экологию и качество жизни. Но нам нужны полномочия, ресурсы и федеральная поддержка для их реализации.


Создание стимулов и возможностей для развития муниципалитетов должно стать приоритетом экономической политики России. Если такой приоритет появится, я уверен, что наша страна направит мощную энергию российских городов в позитивное, созидательное русло.

http://www.sovross.ru/articles/1552/32784