ЦК КПРФ

« Назад

Коммунизм спасет нас, а индивидуализм погубит 23.03.2017 00:57

Народный артист России Юрий НАЗАРОВ в беседе с политическим обозревателем "Правды" Виктором КОЖЕМЯКО

Коммунизм спасет нас, а индивидуализм погубит

Он не только талантливый актер, сыгравший в кино более двухсот ролей. Он также человек беспокойной, ищущей мысли. Сколько знаю его, Юрий Владимирович Назаров постоянно в раздумьях. О непростых проблемах нашего прошлого и современности, о темах социальных, идеологических, философских, привлекающих своей актуальностью. Потому каждая встреча с ним для меня по-особому интересна и дорога.

А еще дорог он мне своей верностью всему лучшему, что воспитывали в нем советская жизнь и советская школа, начиная с трудного военного детства в Сибири. Многие поспешили отречься от этого, едва провозглашена была предательская "перестройка". Тут же вперегонки начали проклинать "совковость" и "сталинизм", а заодно Родину, допустившую "октябрьский переворот". Ничего подобного от Назарова я не слышал и не читал у него. Нет, он не уходил от самых острых вопросов, но избегал поверхностного и примитивного подхода к ним, стараясь в поиске ответов докапываться до глубины, до корней.

Наверное, именно поэтому, когда на переломе 1990-х большинство его коллег по искусству, основательно зараженные антисоветизмом, отшатнулись от коммунистов и от "Правды", он наоборот - с подчеркнутой демонстративностью шел на наши праздники и встречи с читателями, чтобы выступать с любимыми стихами и прозой, делиться со слушателями самым заветным, побуждать их к размышлению и убеждать.

Большим другом нашей газеты Юрий Назаров остается до сих пор. Надеюсь, понятно мое желание еще раз поговорить с ним в преддверии этапной даты - 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

Разговор состоялся пространный, занявший несколько часов, так что здесь публикую лишь часть его.

К вопросу о счастье

- Юрий Владимирович, я заметил и в прошлых наших беседах, и в основной книге вашей, что вы постоянно обращаетесь к теме счастья человеческого. В книге "Только не о кино" есть у вас целая глава под названием "Потолкуем о счастье", да и в других главах по-разному то же самое звучит. Почему?

- Наверное, потому, что вопрос о счастье - это ведь о смысле жизни вопрос. К чему стремиться, от чего может быть у человека самая большая радость...

- По-моему, это имеет прямое отношение к теме Октября 1917-го, которую я предложил вам для обсуждения.

- А как же! Я прочитал в "Правде" вашу беседу с писателем Захаром Прилепиным, который назвал Октябрьскую революцию величайшим событием во вселенской истории (номер за 7 - 8 февраля с.г. - Ред.). Согласен с ним. И множество есть оснований для такой оценки. Но самое главное, в моем представлении, связано как раз со смыслом жизни.

Какую цель предлагало человеку прежнее жизнеустройство, к которому теперь мы фактически вернулись? Хапужничество, личное материальное обогащение за счет других и любой ценой. Но разве в этом действительно высшая человеческая радость? Нет, извините, это радость животная. Вот свинья растолкала всех у кормушки, нажралась - и нет для нее большего удовольствия...

- Когда ныне обрушиваются на коммунистический, социалистический проект в нашей стране и твердят про его утопичность, то нажимают больше всего именно на низменную природу человека. То есть по сути получается, что при его врожденном индивидуализме он недалеко от той свиньи ушел. И главные удовольствия у них одинаковые. Ничего, дескать, с этим не поделаешь, потому и не следует природе мешать.

- Неправда это во многих смыслах. Свинское от рождения внутри человека может, конечно, быть. Однако есть и другое. Так вопрос в том, ЧТО развивает общество в человеке - худшее или лучшее, на что его настраивает и ориентирует, для чего условия создает и что поощряет.

Недавно я узнал про результаты социологических исследований, проведенных в разных странах. Выявлялось, от чего люди различных профессий получают наибольшее удовлетворение.

- И от чего же?

- От творчества! А уж дальше идут секс, обжираловка и все прочее. Да я и без каких-то специальных ученых исследований по себе знаю, что творчество способно совершать чудеса. Могу долго рассказывать об этом. Начиная с того, как перед ответственным экзаменационным показом в Щукинском училище я вдруг тяжко заболел. С утра в этот день все было для меня, как в тумане. Однако, преодолевая себя, решил все-таки не подводить товарищей.

Мы подготовили отрывок из "Тихого Дона", где я играл Степана Астахова. И вот, когда переодели меня в казачью форму, наклеили усы и вышел я на сцену, все будто преобразилось. Ясно вижу и слышу, с невесть откуда взявшимся подъемом играю...

- Отступила болезнь?

- Я сыграл весь наш отрывок (педагоги оценили хорошо), а затем, помню, в пустой аудитории свалился на какой-то кушетке и проспал крепчайшим сном до утра. Проснулся - совершенно здоровый!

- Характерный случай, показательный...

- Да что я. Вспомним академика Ивана Петровича Павлова. Он, находясь буквально на смертном одре, то есть умирая, до последнего вздоха диктовал свои наблюдения за собственным организмом. Для науки диктовал, продолжал свое многолетнее творчество, которое и составило счастье его жизни. - А Николай Островский, когда писал "Как закалялась сталь" и "Рожденные бурей"?

- Вот на каких примерах воспитывал коммунизм, определивший главной целью людей созидание - коллективное созидание справедливого общества. Он делал человека человеком, выводя его из животного мира. Это, замечу, еще с первобытного коммунизма началось, когда сообща приходилось людям охотиться на мамонта. Сообща, вместе, а не порознь, индивидуально. Общее гораздо сильнее и выше, нежели частное. Ну а потребление - это легче всего. И делать из него цель, смысл жизни - это несчастье. Да, истинное счастье в творчестве, будь то академик, писатель или простой работяга, какого сыграл, например, Баталов в фильме "Москва слезам не верит". Я в жизни знал и знаю таких работяг. Сколько замечательного сотворили для страны и геологи, и сталевары, и конструкторы-инженеры, и сельские механизаторы, и медики!.. Вот всех их поднял Октябрь. Им открыл широкую дорогу и перспективу для счастья.

Перспектива не хищникам и потребителям, а людям труда

- Вы правы, конечно. И в советское время именно эти люди творческого труда, достигавшие наивысших результатов, были подлинными героями как в жизни, так и в искусстве. А сейчас? За самое последнее время мы, правда, наблюдаем попытки властей имитировать кое-что из советской эпохи. Появилось звание "Герой Труда", Государственную премию или другую награду могут вручить и доярке с механизатором либо заводскому слесарю, бригадиру строителей. Однако носит это явно показной эпизодический характер, и никакими героями, скажем, в СМИ или в театре, кино, на телевидении, эти люди не становятся. Там, как вы знаете, царят совсем иные персонажи.

- Это знаю не только я - буквально все.

- Работяг в нынешней России к "элите" не относят! Притом премьер правительства Медведев, побывавший и президентом страны, настойчиво внушает, что необходимо приглашать на уроки в школы... олигархов. Чтобы они, как "наиболее успешные", с малых лет учили будущие поколения на своем "опыте" и "примере". - Ох, могут они научить только одному: как ловчее мошенничать и грабить. Ведь ворье же, ворье! Разве кому-то непонятно, что нельзя честным трудом заработать 18 миллиардов долларов, как Абрамович, или 24 миллиарда, как Лисин? Такие числа в реальности даже вообразить трудновато. Один товарищ как-то меня спросил: "А знаешь, сколько секунд в твоем возрасте?" Оказывается, он свои подсчеты провел, и выяснилось: миллиард секунд - это 31 год и 7 с лишним месяцев. А 2 миллиарда соответственно - 63 года "с копейками". Стало быть, 9 начинающих пенсионеров надо собрать, чтобы по прожитым ими секундам они сравнялись с 18 миллиардами Абрамовича!

Вот я и спрашиваю: это что - права человека?

- Говорят, свобода предпринимательства, которой не было в советское время. - Нет, по-другому надо говорить, называя все своими именами. Это - узаконенное право жить за чужой счет!

Я помню, как умилялся мой любимый писатель Виктор Астафьев, когда частную собственность начали превозносить. Дескать, едет девочка на велосипеде и даже не знает, что это ее частная собственность. Нет же, Виктор Петрович, это личная собственность, которая и при социализме, при Советской власти у нас была. А вот жить собственнику за счет других людей, эксплуатируя их труд и наживая таким образом несметные богатства, не допускалось. И правильно, справедливо!

- Чтобы понимать это, следует хотя бы азы марксизма изучить. К сожалению, далеко не все понимают.

- Считаю, в этом корень наших бед. Плохо многие в свое время учились, сегодня же учат иному. Но ведь коммунизм - наука, методология, а науку надо постигать и осваивать. Тогда каждому станет ясно, что коммунизм, спасший нас благодаря Октябрьской революции, зовет к созиданию, а буржуазный индивидуализм - к потреблению. Коммунизм, социализм объединяют людей труда, а капитализм всех чудовищно разобщает...

- Тут вам опять начнут твердить про развитие предприимчивости, про то, что в советское время не поощрялась инициатива.

- Но я-то знаю, что это - вранье. Мне, например, довелось немало бывать в советских коллективах гидростроителей, и я своими глазами видел, что такое настоящая предприимчивость и подлинная инициатива. Только направлены они были не на корыстные, хищнические цели, а действовали в интересах общества и всей страны.

Благодаря этому мы успешно осуществили гигантский ленинский план ГОЭЛРО (который даже не худшие умы на Западе сочли было за "мечтания"), и это же помогло досрочно выполнять напряженные планы сталинских пятилеток, что, замечу, дало нам возможность в кратчайший срок преодолеть отставание от самых индустриально развитых стран и за десятилетие 1930-х годов существенно поднять нашу оборонную силу к началу Великой Отечественной.

Надо же признать небывалый взлет инициативы людей, работавших не на капиталиста, а на свою страну, на все общество, а значит, и на себя. И какие изумительные хозяйственники, организаторы, командиры советской промышленности и сельского хозяйства выросли тогда! Это, кстати, и в нашем искусстве ярко было отражено.

Какое назначение у искусства

- Давайте, Юрий Владимирович, поговорим об искусстве и культуре, которым вы столько лет служите. Точнее, служите людям как деятель культуры и искусства. Что конкретно вы сейчас имели в виду из произведений советского времени, говоря про изумительных хозяйственников?

- Таких произведений много - в литературе и живописи, в театре и кино. Конкретно я сразу же вспомнил замечательную пьесу выдающегося советского драматурга Николая Погодина "Мой друг". Вспомнил потому, что в последнее время подумываю, как бы вернуть ее на сцену. В главном герое угадываются черты легендарных руководителей - Орджоникидзе, Куйбышева, Лихачева...

И очень талантливо написано.

- Он большой талант, Николай Погодин. Одна его ленинская трилогия чего стоит - "Человек с ружьем", "Кремлевские куранты" и "Третья патетическая". Каждую из этих пьес шедевром можно назвать.

- А его "Сонет Петрарки", "Маленькая студентка", многое-многое другое! А его "Аристократы"! Это же пьеса про заключенных - и как они находят счастье в творчестве и общественно полезном труде, а не в воровстве, за что отбывали наказание!.. Но ведь забыт совсем этот прекрасный автор. Кстати, много советских талантов несправедливо забыто. И если говорить о драматургии, то, кроме Погодина, стоило бы Афиногенова вернуть, Арбузова, Ромашова, Розова, немало других.

- Арбузова и Виктора Розова в последние годы с большим успехом возвращает зрителям Татьяна Васильевна Доронина. Восторженные отклики слышу, например, о спектакле "Ее друзья". А ведь это самая первая пьеса Виктора Сергеевича, и она идет на сцене МХАТ имени М. Горького уже более двадцати лет! Пьеса рассчитана прежде всего на подростков. Так вот, звонят родители и говорят: "Спасибо за прекрасный спектакль, который воспитывает в ребятах лучшие качества!" А что многие современные пьесы воспитывают? Даже классику какой-нибудь Богомолов или Серебренников выворачивают наизнанку.

- Или Коляда из Екатеринбурга, которого всячески раздувают и рекламируют. Да несть им числа, от которых в театре ничего доброго ждать не приходится! Чеховских трех сестер превращают в лесбиянок, Анну Каренину - в наркоманку...

- Подобное происходит и в кино. Сами знаете, до Великой Отечественной советские фильмы, вдохновленные идеями Великого Октября, воспитали убежденных патриотов - защитников социалистической Родины. После войны кинематографисты помогали восстанавливать страну и поднимать ее до космических высот. Все названиядаже самых выдающихся картин перечислить невозможно. И они воспитывали, духовно возвышали людей, а вот нынешние фильмы и сериалы, увы...

- Разлагают и развращают! Удивительно, как на государственные, то есть народные, деньги столько лет снимаются антинародные, антирусские поделки. Антисоветизм и русофобия рука об руку идут! Словно по заказу наших "заклятых друзей" - так называемого цивилизованного мира. А если вдруг случится что-то стоящее, то на экранах стараются это широко не показывать.

- Хочу затронуть еще один вопрос. Вот я сказал, что советское искусство духовно людей возвышало. Вы согласны с этим?

- Конечно!

- Однако сегодня утверждается другой взгляд: будто духовное воспитание (да и шире - нравственное) возможно лишь с участием церкви, религии. Как вы к этому относитесь?

- Такую точку зрения разделить никак не могу. Понятие духовности человека давно уже стало вполне светским, вышло далеко за пределы религиозные и церковные. В советском искусстве эти мотивы ведь почти отсутствуют, но множество лучших произведений советской эпохи воистину высоко духовны. Каким образом? Почему? Да потому, что обращены к высшим чувствам человека и эти чувства они действительно поднимают. В отличие от той мерзости, какая заполонила экран, сцену, эстраду, книги, выставки и т.д. Эти "творения" направлены на то, чтобы превратить внутренний мир человека просто в помойку. В отхожее место. У меня даже четверостишие сложилось на сей счет (простите за несовершенство):

В животный мир нас опустили,

Теперь живем в животном мире.

Права, свободы - как в сортире.

Живем, пока не замочили.

Сила знаний и правды в просвещении

- Церковь, судя по всему, своими проповедями и другими деяниями не в силах это превозмочь?

- Думаю, да. Хотя усилия предпринимаются, на мой взгляд, даже чрезмерные. Ну, скажем, настойчиво предлагается ввести обязательное преподавание в школах чего-то вроде "Закона Божьего". Однако, если у нас свобода совести, то она должна быть и для верующего в ту или иную религию, и для атеиста.

Вопрос этот, конечно, тонкий и сложный. Особенно учитывая исторические конфликты между церковью и государством. Хотя тут изначально не Советское государство виновато: дело в том, что многие священники после Октября выступили против Советской власти и воевали с ней. Но именно при Ленине была провозглашена свобода совести, а Сталин в определенном смысле сотрудничал с церковью, особенно когда необходимо было сплотить верующих и неверующих на защиту страны в годы Великой Отечественной. Больше всех, по-моему, навредил отношениям церкви и Советской власти Хрущев - вот это факт.

- Наверное, многим из тех, с кем вы общаетесь, вряд ли нравятся ваши размышления о церкви и религии.

- Это когда я откровенно высказываю то, что думаю по этому поводу. Но вот запомнился мне разговор со вдовой старого русского писателя в Подмосковье, где она работала агрономом. О вере тоже речь тогда у нас зашла. Так она со смущением великим призналась: "Не могу поверить в "непорочное зачатие"

- ведь я же биолог".

- Дарвина из школьных и вузовских программ требуют изгнать...

- Значит, изгнать просвещение, которое только и может истинную силу правды и знаний дать человеку и которого нам сегодня остро не хватает. А коммунизм совершенно правильно ориентирует на него. Вспомните Ленина: "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".

Власть в России коммунисты приняли тогда, когда грамотными были значительно меньше половины населения страны. Но уже вскоре это изменилось. И вслед за ликвидацией безграмотности (знаменитый ликбез!) в стране началась настоящая культурная революция.

- Моя мать, тогда совсем молодая учительница, активно участвовала в ликбезе. Рассказывала, как пешком, иногда в непогоду, добирались учителя до самых отдаленных и глухих деревень, чтобы старых и малых учить грамоте.

- Не случайно же Советская страна стала самой читающей в мире, а книга реально была для нас лучшим подарком. Знаете, когда я в 1937-м, 5 мая, родился, дедушка и бабушка подарили мне однотомник Некрасова. Еще имя новорожденному не успели дать! Так они надписали: "Нашему желанному, долгожданному внуку..."

- Великолепно. Думаю, Некрасова вы после этого особенно любили?

- Да как же не любить-то его! От них, от классиков наших,впитывали мы и красоту слова русского, и настоящую духовность, и тягу к справедливости. А каков был авторитет писателей и ученых в Советской стране!

- В книге вашей на меня произвел впечатление эпизод, как вы, начинающий студент театрального училища, в дни душевной смуты и жизненных сомнений за советом пошли не к кому-нибудь, а к Михаилу Александровичу Шолохову. Почему именно к нему?

- Необыкновенное доверие к этому писателю было.

- И ведь вы нашли адрес, где он в Москве останавливался, и живой классик не оттолкнул, не выгнал заявившегося с улицы мальца.

- Сказал: "Учись!" Это я крепко запомнил...

Но, возвращаясь к религиозной и церковной теме, должен сказать следующее. Веровать или не веровать в легенду о Христе либо Мохаммеде - это в конце концов личное дело каждого. Тут логические доказательства действуют далеко не на всех. Однако мы же знаем, к чему многие столетия вера в Бога реально ведет на земле.

Наверное, все религии, дошедшие до наших дней, именем Господа к добру, справедливости и миру зовут. Ни Христос, ни Мохаммед, ни Иегова, ни Будда вроде бы не призывают к войне. Но люди, верующие в Бога, тысячелетия режут друг друга и никак не нарежутся.

Вплоть до нынешнего ИГИЛ.

От имени Христа провозглашено: "Не можете служить Богу и мамоне". Однако служат вовсю этому самому золотому тельцу. Ставят в церкви свечки олигархи, чиновники - и продолжают всяческие гадости творить ради наживы.

- Кричащее лицемерие и фарисейство процветают, фиговым листком прикрывая сущий бандитизм. А миллионы так называемых простых людей словно и не замечают этого.

- Недостаток просвещенности! Но приведет ли к счастью человечество такая слепая вера? Может ли привести? Нет, подлинное стремление к справедливости и миру было в Советском Союзе. У нас и герб был не какой-то двуглавый мутант, а земной шар в обрамлении колосьев, и символ наш - это серп и молот, символ труда. "Люди, давайте жить по-людски, а не по-волчьи, не поскотски!" - призывала весь мир наша страна, которой мы по праву гордились, и сама являла достойный пример во многом.

Да, были издержки, ошибки, потери, но в целом-то мы шли единственно правильным курсом. Научно выверенным и служащим интересам всех, а не кучки "избранных". И дружба народов была не показная, а настоящая. Помню, как на излете "перестройки" криком кричал мой друг-таджик, замечательный солист балета Курбан Холов: "Юра, куда же вы от нас?" А недавно с украинцами-ветеранами встречался на Поклонной горе, и с какой болью они говорили: "Не верьте, что все мы против вас, не верьте!"

Против коммунизма - от Черчилля и Гитлера до Чубайса и Ельцина

- Ныне за рубежом и внутри нашей страны антисоветчики твердят: "Коммунистический эксперимент, начатый Октябрем 1917-го, провалился". Согласны? - Что вы! Он не провалился - его колоссальными объединенными силами врагов сумели временно порушить и остановить. Да разве за все советское время давали нам нормально строить коммунизм? Начиная с первых послеоктябрьских лет, когда четырнадцать капиталистических держав двинулись на молодую Республику Советов. А затем, получив по зубам, душили блокадой, всяческими вредительствами, ультиматумами и в конце концов вырастили, вооружили и направили против нас Гитлера с армиями почти всей Европы... Вы подумайте: Гитлер против коммунизма - и Чубайс с Ельциным против коммунизма! А еще Трумэн, Даллес, Рейган, Клинтон - всех не сочтешь. Внутри страны Жириновский против коммунизма, и РПЦ тоже присоединяется.

Внутри страны... Недавно читал, как 30 ноября 1964 года в британском парламенте чествовали Черчилля в связи с его 90-летием. И, конечно, благодарили за то, как он боролся с коммунизмом. А тот в ответ сказал: "Да Никита Хрущев причинил вреда Советской России гораздо больше!"

И ведь в самом деле. Так же, как после него, - предатели Горбачев и Ельцин. Не только Сталина в гробу, а все сталинское время обгадил Никита. Из-за него страна стала предавать коммунизм. А вот Китай не предал. И посмотрите, где теперь Китай, а где Россия...

- Это очень наглядно! Все произошло на наших с вами глазах. И это один из самых убедительных аргументов в пользу социализма и коммунизма.

- А начало трагедии Советской страны положил именно Хрущев, который, я считаю, истинным коммунистом не был. Но были же коммунистами достойнейшие, великие люди! Кроме Ленина и Сталина - Жуков и Рокоссовский, Шолохов и Симонов, Королев и Гагарин... Огромное число гениев, талантов и тружеников, от какой-нибудь безвестной деревушки до столицы, от заводского цеха до Кремля, беззаветно и бескорыстно отдавали все свои силы и разум утверждению самого справедливого общества на земле.

И не зря же это было! Пусть бы вдумались люди: ведь сегодня нас охраняют Иосиф Виссарионович Сталин и Лаврентий Павлович Берия, под руководством которых был осуществлен советский атомный проект.

- Как-то "забыли" про это. "Забыли" и про варварскую атомную бомбардировку американцами Хиросимы и Нагасаки. Ну да, они ведь "цивилизованные"! Между тем известны также их планы ядерных ударов по сотням советских городов сразу после войны. Вон как боролись против коммунизма. Однако в истории, которую сегодня нагло фальсифицируют, все перевернуто с ног на голову и реальная вина за все переложена с больной головы на здоровую...

- Это меня больше всего и возмущает! Поневоле снова и снова вспоминается Йозеф Геббельс: "Ложь должна быть чудовищной, чтобы в нее поверили". Этот "цивилизованный мир" лжет чудовищно, переиначивая на свой лад и к собственной выгоде всю картину мира, меняя местами добро и зло, изображая белое черным, а черное - белым. Пушкин верно в свое время написал: "Европа в отношении России всегда была сколь невежественна, столь и неблагодарна".

- Но доброхоты в нашей стране с удовольствием подхватывают выдумки и неблагодарность "цивилизованного мира", да еще своих фальсификаций добавляют. Вот общими силами и внушили тем же нынешним украинцам, что Ленин, Сталин, коммунисты - это оккупанты, а Гитлер с Бандерой - освободители...

- Словечко какое придумано: декоммунизация. Уничтожение коммунизма, "очищение" от него. Гитлер этим занимался, Чубайс, по его признанию, гвозди забивал "в гроб коммунизма", а теперь украинские фашисты опять хотят это по всему миру разжечь. Борьбу против коммунизма, который спас Европу и все человечество. Который только и может гарантировать достойное, справедливое будущее на нашей планете. Без всевластия хищничества и свинства, без одержимости безумным индивидуализмом и национализмом.

БЕЗ АВТОРА

https://kprf.ru/pravda/issues/2017/29/article-57874/