ЦК КПРФ

« Назад

"Платону" год: сколько заработал Ротенберг? 14.11.2016 23:42

Уже год - с 15 ноября 2015-го - действует система взимания сборов за проезд большегрузного транспорта по автодорогам федерального значения "Платон". За это время к "Платону" подключились более 260 тысяч перевозчиков и более 760 тысяч машин, то есть 75% от целевой аудитории системы. В октябре оператор отчитался о том, что за 11 месяцев было собрано более 15 млрд. рублей. К 1 ноября эта сумма достигла 16,1 млрд. рублей. По расчетам минтранса, за весь 2016 год должно быть собрано 20 млрд. рублей.

ОПЕРАТОРОМ системы "Платон" является компания ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы", 50% акций которой владеет Игорь Ротенберг - сын Аркадия Ротенберга. В концессионном соглашении Росавтодора с "РТ-Инвест Транспортные Системы" указано, что РТИТС будет получать ежегодно 10,61 млрд. рублей. 46% этой суммы еще и будет индексироваться в соответствии с инфляцией. Можно не сомневаться: в отличие от пенсий и социальных выплат индексация по оплате услуг оператора "Платона" будет начисляться строго.

Установленная плата оператору не зависит от размера тарифов: даже с учетом льготных тарифов, действовавших на протяжении этого года, сумма выплаты снижена не была.

Иначе говоря, значительная часть средств, собранных с большегрузного транспорта "на ремонт и содержание дорог" (ведь мы же помним: сборы были введены под предлогом того, что большегрузный транспорт наносит дорогам ущерб, который должен быть компенсирован), на деле уходит оператору.

В этом году, если ориентироваться на прогнозируемые 20 млрд. рублей, оператору (читайте: Ротенбергу) уйдет чуть более половины собранных с водителей денег. Понятное дело, часть этих средств РТИТС тратит на расходы, связанные с самим проектом, однако остается ему и прибыль. Можно предположить, что в первый год оператор потратил сравнительно большие средства на запуск системы, но в последующие годы его издержки снизятся, а прибыль, соответственно, будет только расти.

Сомнительную выгоду этой системы признают даже некоторые чиновники. С учетом платы оператору и потерь из-за отмены транспортного налога бюджет в этом году получит не так уж много: в конце прошлого года чиновники минтранса представили прогноз - около 4 млрд. рублей. Стоят ли эти доходы роста социальной напряженности, проблем малых и средних предпринимателей, увеличения и без того растущей инфляции?

Напрашивается вывод: всю эту историю начали и продвигали вовсе не в интересах модернизации дорожного фонда и общественного блага. Зато у компании Ротенберга появилась возможность получать деньги "из ничего".

И теперь, через год после запуска системы, минтранс, очевидно, решил "заработать". Было объявлено, что планируется отменить льготный тариф - 1,53 рубля за 1 км пути. СМИ сообщили, что заместитель министра транспорта предлагает повысить тариф с февраля до 2,61 рубля, а с июня - и до 3,06 рубля, то есть вскоре тариф вырастет в два раза. Такое повышение неизбежно отразится не только на водителях и перевозчиках: все мы ощутим рост "транспортной составляющей" в ценах на товары на полках магазинов. В прошлом году власти пошли на введение льготных тарифов только благодаря активным протестам дальнобойщиков. Да, добиться полной отмены этой системы не получилось: видимо, слишком сильно влияние тех, кто стоит за "Платоном". Но, по крайней мере, вместо тарифа 3,73 рубля за 1 км тогда был установлен льготный - на 2,2 рубля меньше.

Повысят ли власти тарифы в 2017 году - вновь зависит только от нас. Коммунистическая партия Российской Федерации с самого начала поддержала борьбу дальнобойщиков за свои права. Мы обращались в органы власти, активно взаимодействовали с протестовавшими, помогали в организации акций против "Платона".

КПРФ продолжает поддерживать дальнобойщиков. Мы считаем это нашим долгом и намерены бороться с несправедливой и антисоциальной системой взимания платы с большегрузов, идущей в карман олигархов. В частности, содействовать объединению перевозчиков во всероссийском масштабе, проведению единой массовой акции против нарушения их прав.

Рашкин Валерий

https://kprf.ru/pravda/issues/2016/127/article-56694/